Выстрел из ПСРМ-2-55 получается довольно тихим — намного тише, чем из её более поздних "потомков" вроде ИЖ-38, МР-512 или МР-514. Звук скорее сравним с МР-60 или 61. Объясняется это особенностями конструкции пружинно-поршневой группы. В конструкции винтовки использована концепция телескопической направляющей для пружины. Шток поршня входит внутрь полой направляющей, являющейся частью затыльника цилиндра. При постановке на взвод, шток проходит направляющую насквозь, и его зацеп выходит в колодку спускового механизма, находящуюся внутри затыльника, где и сцепляется со спусковым крючком. Таким образом, пружина практически не создаёт поперечных колебаний, что существенно снижает уровень звука и паразитных вибраций.
Прицельные приспособления открытые. Длина прицельной линии 415 мм. Мушка закреплена в поперечном пазу типа "ласточкин хвост" на стволе винтовки, имеет возможность корректировки в горизонтальной плоскости. Прицельная планка расположена на муфте ствола и также имеет возможность корректировки по горизонтали. Корректировка может осуществляться специальной струбциной либо молотком (последнее, вообще говоря, является нарушением определённой оружейной культуры). Кроме того, прицельная планка может корректироваться и по вертикали специальным винтом. Недостатком является отсутствие у винта чёткой фиксации с щелчками.
Устройство запирание ствола, использованное в ПСРМ-2-55 впоследствии использовалось и на ИЖ-22 и на ранних сериях ИЖ-38. Для отпирания ствола необходимо нажать на специальный рычажок с правой стороны муфты ствола. При этом он вдавит подпружиненный ригель внутрь ствольной коробки и винтовку можно будет взводить. При закрытии ствола ригель автоматически утопится в ствольную коробку, а затем зафиксирует ствол в запертом положении.
Ствол с муфтой, снабжённой рычажком отпирания.
В отличие от своих предшественников — ПСР и ПСРМ — ПСРМ-2-55 имеет защитный механизм, не позволяющий произвести выстрел при незапертом стволе. Во время взвода специальный рычаг с фигурной прорезью блокирует спусковой крючок, не позволяя произвести выстрел. Осуществляется это за счёт специального штифта, соединяющего тягу взвода поршня с этой прорезью в рычаге. Таким образом, когда тяга начинает отходить назад, взводя поршень, она переводит рычаг в "безопасное" положение. Это защищает и стрелка и винтовку от последствий случайного нажатия на спусковой крючок во время взвода.
Общий вид механизмов винтовки. Виден рычаг блокировки спускового крючка, соединённый с тягой взведения.
Насколько помню, оптимальная длина ствола равна 90 калибрам. Но это для нарезного огнестрела на бездымном порохе.
Кстати, да, скорее всего этим всё и объясняется. Померил сейчас расстояние между осью шарнира ствола и осью тяги взведения. У ПСРМ-2-55 оно 40 мм, как и у ИЖ-38С (кстати, усилие взвода у них по ощущениям одинаковое). Думается, что и у 22-го было то же, но у меня его нет, померить не могу. А вот у МР-512 это расстояние уже 55 мм. Соответственно, малое плечо рычага у неё больше, чем у ИЖей, а значит, больше и усилие взвода.
Спасибо, -S-B-A-, весьма здравая мысль была насчёт плеч рычагов.
Чем глупее лигенда - тем она живучее...
ВНИМАНИЕ! Все описанные далее работы надо проводить в резиновых перчатках и защитных очках, желательно под вытяжкой!
Перед началом работ все детали были тщательно обезжирены средством на основе гипохлорита натрия, а затем ацетоном. После чего дополнительно активированы нагревом над газовой горелкой до 70-80 С. Средство KLEVER наносилось ватным диском в несколько проходов.
Между проходами детали:
- ополаскивались водой;
- тщательно обтирались бумагой для удаления непрогеагировавщих веществ;
- высушивались
- обезжиривались ацетоном
- подогревались до 70-80 С
Это моя первая работа со средством KLEVER, поэтому я не знал, чего ожидать. Смущало и бледное воронение, оставшееся от прежнего хозяина - вдруг на этот металл оно вообще плохо ложится. Был приятно удивлён, когда после первого же прикосновения KLEVER'ом к поверхности получил глубокий чёрный цвет.
После первого прохода детали были уже абсолютно чёрными. Но для надёжности я провёл 3 прохода по каждой детали. До тех пор, когда состав почти перестал реагировать с поверхностью.
После последней промывки детали нагревались до 80-90 С и обильно протирались машинным маслом (бытовое, "веретёнка"). У меня сложилось впечатление, что масло не просто впитывается в чернёный слой, а вступает с ним в реакцию. Так как такое количество масла, которое было нанесено, по-моему просто не может впитаться в такой тонкий слой. Но это из раздела предположений.
В результате все детали приобрели глубокий чёрный цвет без цветовых оттенков. Что называется "радикально чёрный"(С) Киса Воробъянинов.
Мелкие детали (мушка, прицельная планка, затыльник ствольной коробки) воронились классическим образом. Нагревались на газу до вишнёвого свечения и опускались в масло. Это также дало глубокий чёрный цвет.
А также, была отшлифована дульная фаска.
обязательно, я с ПСРмки все детство прострелял, но она уже 20лет назад была убитая, поэтому и хотел этот раритет в нормальном состоянии